Как риэлтору не оказаться обманутым клиентом

Время черных риэлторов ушло в прошлое, так как закон постарался обезопасить продавцов и покупателей недвижимости. А вот защитить труд риэлтора, которого обманули клиенты, не так просто. Все дело в том, что очень трудно доказать в суде, что услуги были оказаны в полной мере, а клиент не рассчитался за них. Сегодня мы поговорим о финансовой безопасности риэлторов.

Как  защитить себя от недобросовестных клиентов

Агентства недвижимости, которые давно работают на рынке, поняли, что без плотного сотрудничества с юристами не обойтись. Некоторые компании держат штатного юриста, другие находятся на аутсорсе. Однако суть от этого не меняется – перед тем как брать в работу объект или клиента, они тщательно прорабатывают договор. Для тех же, кто работает на себя необходимо:

  • Не пожалеть денег и составить с юристом несколько типовых договоров, которые максимально защитят ваши интересы.
  • Все отношения с клиентами – продавцами, покупателями, арендаторами, оформлять только письменно.
  • Фиксировать все услуги. Например, завести акт показов и настаивать, чтобы покупатель или арендатор подписывал его после каждого просмотра.
  • При подборе жилья для аренды или покупки оформлять договор об услугах с предоплатой, вносимой в день подписания договора.

Как не дать повода себя обмануть

Но иногда риэлторы сами провоцируют клиентов на нечестность, будучи с ними слишком откровенными. Поэтому, чтобы не давать повода, вы должны:

  • Не вести в их присутствии переговоров по телефону – ни с клиентами, ни с коллегами. Лучше всего отключить телефон.
  • Ведите записи всех разговоров с клиентом, и лучше, ненавязчиво, к концу сделки, намекнуть, что разговоры вы записывали.
  • При ведении сделки по найму квартиры включите в договор пункт, что если клиент и арендатор заключат сделку напрямую, то один из них заплатит штраф (все зависит от того, с кем вы заключили договор на услуги).
  • Постарайтесь сразу вызвать у клиента доверие и уверенность в вашем профессионализме. Тогда, может, он будет опасаться делать необдуманные шаги.

Что делать, если клиент обманул

Для того, чтобы иметь право предъявить претензии, необходимо закрыть сделку. В таком случае вы будете иметь право предъявить покупателю или продавцу претензии. Если вы скрупулезно и грамотно вели делопроизводство и фиксировали все ваши действия, выиграть дело вам не составит труда. Для этого, правда, нужно соблюсти процедуру:

  • Вручить клиенту претензию – под роспись или письмом с уведомлением.
  • Если, в указанный в претензии срок, ваша работа не будет оплачена, то дело нужно передавать в суд. Вот тут и пригодятся все ваши записи и подписи клиента.
  • Посоветуйтесь с адвокатом – как лучше составить исковое заявление.
6 июня 2019 г.